Африка. Географическое положение, история
исследования.
Левушкина Наталия Анатольевна,
учитель географии МОУ Лицей №43
г.о. Саранск
Цель урока:
изучить географическое положение и историю
исследования материка Африка.
Задачи:
1) знать понятие географическое положение
материка;
2) познакомить учащихся с планом изучения
географического положения материка;
3) сформировать представление о географическом
положении материка Африка;
4) выявить особенности географического положения
материка Африка;
5) проанализировать удобство географического
положения материка;
6) составить маршрут путешествий и исследований
материка Африка;
7) оценить вклад русских путешественников в открытии
Африки.
Оборудование:
ПК, интерактивная доска
Smart Board,
физическая карта мира, физическая карта Африки,
портреты путешественников, презентация.
Термины и понятия:
географическое положение материка, крайние точки,
береговая линия, история исследования материка.
Географические объекты:
океаны: Атлантический, Индийский
моря: Средиземное, Красное
канал: Суэцкий
проливы: Гибралтарский, Мозамбикский,
Баб-эль-Мандебский
заливы: Гвинейский, Аденский
полуостров: Сомали
остров: Мадагаскар
мысы: Бен - Секка, Альмади, Рас - Хафун, Игольный,
Доброй Надежды
Путешественники:
Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон,
В. В. Юнкер, Н. И. Вавилов.
Ход урока:
I.
Организационный момент (знакомство с планом
урока; мотивация урока).
II.
Объяснение нового материала
Сегодня мы приступаем к изучению материков Земли.
Нам предстоит познакомиться с особенностями каждого
материка, о его природе, населении. Но для того,
чтобы наши знания накапливались постепенно,
дополняли друг друга, существует план характеристики
материка.
Познакомимся: 1) ГП и история исследования;
2) Рельеф и полезные ископаемые;
3) Особенности климата;
4) Внутренние воды;
5) Природные зоны;
6) Народы и страны.
(Слайд 1 (презентацию можно скачать
здесь)).
Первое наше знакомство мы начинаем с изучения
материка Африка.
(Слайд 2).
На уроке мы познакомимся с планом изучения
географического положения материка; изучим
географическое положение материка Африка. А так же
познакомимся с зарубежными и российскими
путешественниками.
(Слайд 3).
Как вы думаете, почему именно Африка изучается
первой? Африка второй по величине и по количеству
государств материк после . Евразии.
(Слайды 4-8).
Африка удивительный континент. Здесь есть всё: и
прекрасные пальмовые рощи, и непроходимые джунгли и
поднебесные горы с никогда не тающими снежными
вершинами, и раскаленные солнцем пустыни, где не
бывает дождей. Каждый, кто хоть раз столкнулся с
Африкой, сохраняет о ней самые яркие
воспоминания. Природа Африки разнообразна. От чего
зависит своеобразие природы любого участка земной
поверхности? Правильно, от географического положения,
поэтому его изучают в первую очередь.
(Слайд 9).
Для того чтобы определить ГП, нам понадобится атлас
и учебник, страница 344, где найдем план изучения
ГП материка.
(Слайд 10).
По каждому пункту плана учитель работает на
интерактивной доске с физической картой Африки.
Определяем, как расположен материк относительно
экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого
меридиана.
(Слайд 11).
Определяем крайние точки материка, протяженность
материка в градусах и км с севера на юг и с запада
на восток. Учитель вписывает координаты крайних
точек в пустые окошки на интерактивной доске.
(Слайд 12).
Учитель показывает на интерактивной доске как
определить протяженность материка в градусах и км с
севера на юг по 20 восточной долготы и с
запада на восток по 10 северной широты
(1 = 109,6 км).
(Слайд 13).
Определяем на климатической карте мира, в каких
климатических поясах располагается материк Африка.
(Слайд 14).
Изучаем объекты вдоль береговой линии.
Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам в
описании береговой линии материка. Но при этом,
учащиеся должны внимательно следить по карте в
атласе и помогать учителю в определении
географических объектов, которые он буду пропускать:
Наконец-то мы достигли
Геркулесовых столбов
(Гибралтарский пролив, его ширина 14 км). Теперь наш
путь лежал на восток. Сделав необходимые запасы пищи
и воды, мы отправились
по морю, которое омывает север Африки,
на восток. Достигнув
канала,
который был открыт 17 ноября 1869 года (длина 151 км),
мы попали в
самое соленое море
в Мировом океане. Сквозь прозрачную воду, на дне,
были видны строения кораллов. Это
море
соединялось с
заливом
с помощью
пролива,
ширина которого 21 км. Так мы двигались до мыса
Рас-Хафун, который находится на
полуострове.
Обогнув мыс, нашим глазам открылись бескрайние
просторы
океана.
Далее мы двигались на юг, стараясь не удаляться от
берега. Каково же было наше удивление, когда и с
другого борта мы увидели сушу. Это оказался
крупный остров,
а наше судно находилось в
проливе.
Обогнув мыс Игольный, мы двигались вдоль берега на
север до тех пор, пока берег не повернул круто на
запад. Оказывается, все это время мы плыли в водах
крупного
залива.
Из залива попали в
океан,
затем держали курс на север, к Геркулесовым столбам.
Вот так мы плавали вокруг Африки.
Сделаем вывод о береговой линии (сильно или слабо
изрезана).
(Слайд 15).
Теперь попытаемся определить, как Африка расположена
относительно других материков.
Закройте глаза и попытайтесь представить себе образ
карты, который возникает на основе следующего
высказывания: К северо-востоку от Африки
расположена Евразия, к востоку - расположена
Австралия, к югу Антарктида, к западу Южная
Америка, к северо-западу Северная Америка.
Сделаем вывод, какой материк наиболее близко
расположен.
(Слайд 16).
Практическая работа № 9. Работа с контурной картой.
Подпишите крайние точки Африки и их географические
координаты. Подпишите моря, заливы и проливы вдоль
береговой линии материка, обозначьте Суэцкий канал.
(Слайд 17).
Африка издавна привлекала внимание народов Южной
Европы и Юго-западной Азии. Они хорошо знали
северное и, частично, восточное африканское
побережье.
(Слайды 18-19).
Путешествие Бартоломеу Диаша (ок.
1450 пропал без вести 29 мая 1500)
величайшего из португальских мореходов, которые
бороздили воды Атлантики в XV в.
(Слайды 20-21).
Путешествие
Васко да Гама
(14691524) португальский исследователь.
(Слайды 22-23).
Внутренние территории Африки стали изучать только
300 лет спустя. В середине
XIX
века несколько путешествий вглубь континента
совершил известный английский путешественник
Д. Ливингстон. Он пересек Южную Африку с
запада на восток, исследовал реку Замбези,
открыл на ней красивый водопад, названный им
Виктория; описал верхнее течение рек
Конго, озера Ньяса. Он очень хотел найти
истоки Нила великой реки, однако
смерть помешала ему осуществить этот замысел.
(Слайд 24).
Вклад русских путешественников в изучение материка
Африка. Егор Петрович Ковалевский
горный инженер, которого пригласили в Египет
для исследования месторождения золота в междуречье
Белого и Голубого Нила.
(Слайды 25-26).
Василий Васильевич Юнкер исследовал
Восточную и Центральную Африку,
водораздел рек Нил, Конго, Нигер, он
составил подробную географическую карту этой
территории.
(Слайды 27-28-29).
Николай Иванович Вавилов руководитель
экспедиции в северо-восточную часть Африки,
было собрано более 6000 образцов культурных растений,
установил, что Эфиопия является
родиной ценных (твердых) сортов пшеницы.
(Слайд
30).
В начале
XX
века несколько путешествий в Африку совершил русский
поэт Николай Степанович Гумилев. Из
Африки он привез коллекции и прекрасные стихи,
посвященные природе и людям континента.
III.
(Слайд 31). Закрепление, задания на листочке
и у доски.
IV.
(Слайд 32). Домашнее задание.
16 (стр. 73-76) выучить расположение географических
объектов вдоль береговой линии Африки
V.
Рефлексия. Выставление оценок за работу на
уроке.
Географические объекты:
океаны: Атлантический, Индийский
моря:
Средиземное, Красное
канал: Суэцкий
проливы: Гибралтарский, Мозамбикский,
Баб-эль-Мандебский
заливы: Гвинейский, Аденский
полуостров: Сомали
остров: Мадагаскар
мысы: Бен -
Секка, Альмади, Рас - Хафун, Игольный, Доброй
Надежды
|