Домашняя
Приветствие
О нас
Наш Саранск
Обучающий тур
Практический тур
Конкурсный тур
Семинар учителей
Итоги
Гостевая

Африка. Географическое положение, история исследования.

Левушкина Наталия Анатольевна, учитель географии МОУ Лицей №43 г.о. Саранск


Цель урока: изучить географическое положение и историю исследования материка Африка.

Задачи: 1) знать понятие географическое положение материка;

2) познакомить учащихся с планом изучения географического положения материка;

3) сформировать представление о географическом положении материка Африка;

4) выявить особенности географического положения материка Африка;

5) проанализировать удобство географического положения материка;

6) составить маршрут путешествий и исследований материка Африка;

7) оценить вклад русских путешественников в открытии Африки.

Оборудование: ПК, интерактивная доска Smart Board, физическая карта мира, физическая карта Африки, портреты путешественников, презентация.

Термины и понятия: географическое положение материка, крайние точки, береговая линия, история исследования материка.

Географические объекты:

океаны: Атлантический, Индийский

моря: Средиземное, Красное

канал: Суэцкий

проливы: Гибралтарский, Мозамбикский, Баб-эль-Мандебский

заливы: Гвинейский, Аденский

полуостров: Сомали

остров: Мадагаскар

мысы: Бен - Секка, Альмади, Рас - Хафун, Игольный, Доброй Надежды

Путешественники: Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон, В. В. Юнкер, Н. И. Вавилов.

Ход урока:

I.                    Организационный момент (знакомство с планом урока; мотивация урока).

II.                 Объяснение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению материков Земли. Нам предстоит познакомиться с особенностями  каждого материка, о его природе, населении. Но для того, чтобы наши знания накапливались постепенно, дополняли друг друга, существует план характеристики материка.

Познакомимся: 1) ГП и история исследования;

2) Рельеф и полезные ископаемые;

3) Особенности климата;

4) Внутренние воды;

5) Природные зоны;

6) Народы и страны.

(Слайд 1 (презентацию можно скачать здесь)). Первое наше знакомство мы начинаем с изучения материка Африка.

(Слайд 2). На уроке мы познакомимся с планом изучения географического положения материка; изучим географическое положение материка Африка. А так же познакомимся с зарубежными и российскими путешественниками.

(Слайд 3). Как вы думаете, почему именно Африка изучается первой? Африка второй по величине и по количеству государств материк после . Евразии.

(Слайды 4-8). Африка удивительный континент. Здесь есть всё: и прекрасные пальмовые рощи, и непроходимые джунгли и поднебесные горы с никогда не тающими снежными вершинами, и раскаленные солнцем пустыни, где не бывает дождей. Каждый, кто хоть раз столкнулся с Африкой, сохраняет о ней самые яркие воспоминания. Природа Африки разнообразна. От чего зависит своеобразие природы любого участка земной поверхности? Правильно, от географического положения, поэтому его изучают в первую очередь.

(Слайд 9). Для того  чтобы определить ГП, нам понадобится атлас и учебник,  страница 344, где найдем план изучения ГП материка.

(Слайд 10). По каждому пункту плана учитель работает на интерактивной доске с физической картой Африки. Определяем, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

(Слайд 11). Определяем крайние точки материка, протяженность материка в градусах и км с севера на юг и с запада на восток. Учитель вписывает координаты крайних точек в пустые окошки на интерактивной доске.

(Слайд 12). Учитель показывает на интерактивной доске как определить протяженность материка в градусах и км с севера на юг  по 20 восточной долготы и с запада на восток  по 10 северной широты (1 = 109,6 км).

(Слайд 13). Определяем на климатической карте мира, в каких климатических поясах располагается материк Африка.

(Слайд 14). Изучаем объекты вдоль береговой линии. Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам в описании береговой линии материка. Но при этом, учащиеся должны внимательно следить по карте в атласе и помогать учителю в определении географических объектов, которые он буду пропускать: Наконец-то мы достигли Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив, его ширина 14 км). Теперь наш путь лежал на восток. Сделав необходимые запасы пищи и воды, мы отправились по морю, которое омывает север Африки, на восток. Достигнув канала, который был открыт 17 ноября 1869 года (длина 151 км), мы попали в самое соленое море в Мировом океане. Сквозь прозрачную воду, на дне, были видны строения кораллов. Это море соединялось с заливом с помощью пролива, ширина которого 21 км. Так мы двигались до мыса Рас-Хафун, который находится на полуострове. Обогнув мыс, нашим глазам открылись бескрайние просторы океана. Далее мы двигались на юг, стараясь не удаляться от берега. Каково же было наше удивление, когда и с другого борта мы увидели сушу. Это оказался крупный остров, а наше судно находилось в проливе. Обогнув мыс Игольный, мы двигались вдоль берега на север до тех пор, пока берег не повернул круто на запад. Оказывается, все это время мы плыли в водах крупного залива. Из залива попали в океан, затем держали курс на север, к Геркулесовым столбам. Вот так мы плавали вокруг Африки. Сделаем вывод о береговой линии (сильно или слабо изрезана).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 15). Теперь попытаемся определить, как Африка расположена относительно других материков. Закройте глаза и попытайтесь представить себе образ карты, который возникает на основе следующего высказывания: К северо-востоку от Африки расположена  Евразия, к востоку - расположена Австралия, к югу Антарктида, к западу Южная Америка, к северо-западу Северная Америка. Сделаем вывод, какой материк наиболее близко расположен.

(Слайд 16). Практическая работа № 9. Работа с контурной картой. Подпишите крайние точки Африки и их географические координаты. Подпишите моря, заливы и проливы вдоль береговой линии материка, обозначьте Суэцкий канал.

(Слайд 17). Африка издавна привлекала внимание народов Южной Европы и Юго-западной Азии. Они хорошо знали северное и, частично, восточное африканское побережье.

(Слайды 18-19). Путешествие  Бартоломеу Диаша (ок. 1450 пропал без вести 29 мая 1500) величайшего из португальских мореходов, которые бороздили воды Атлантики в XV в.

(Слайды 20-21). Путешествие Васко да Гама (14691524) португальский исследователь.

(Слайды 22-23). Внутренние территории Африки стали изучать только  300 лет спустя. В середине XIX века несколько путешествий вглубь континента совершил известный английский путешественник Д. Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней красивый водопад, названный им Виктория; описал верхнее течение рек Конго, озера Ньяса. Он очень хотел найти истоки Нила великой реки, однако смерть помешала ему осуществить этот замысел.

(Слайд 24). Вклад русских путешественников в изучение материка Африка. Егор Петрович Ковалевский горный инженер, которого пригласили в Египет для исследования месторождения золота в междуречье Белого и Голубого Нила.

(Слайды 25-26). Василий Васильевич Юнкер исследовал Восточную и Центральную Африку, водораздел рек Нил, Конго, Нигер, он составил подробную географическую карту этой территории.

(Слайды 27-28-29). Николай Иванович Вавилов руководитель экспедиции в северо-восточную часть Африки, было собрано более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы.

(Слайд 30). В начале XX века несколько путешествий в Африку совершил русский поэт Николай Степанович Гумилев. Из Африки он привез коллекции и прекрасные стихи, посвященные природе и людям континента.

III.              (Слайд 31). Закрепление, задания на листочке и у доски.

IV.              (Слайд 32). Домашнее задание. 16 (стр. 73-76) выучить расположение географических объектов вдоль береговой линии Африки

V.                Рефлексия. Выставление оценок за работу на уроке.

 

 

 

Географические объекты:

океаны: Атлантический, Индийский

моря: Средиземное, Красное

канал: Суэцкий

проливы: Гибралтарский, Мозамбикский, Баб-эль-Мандебский

заливы: Гвинейский, Аденский

полуостров: Сомали

остров: Мадагаскар

мысы: Бен - Секка, Альмади, Рас - Хафун, Игольный, Доброй Надежды

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz